среда, 21 октября 2015 г.

Стресс и стрессорная реакция - перенос на ориент/спорт

Рассмотрены такие явление как концентрация внимания и напряженность. Оба могут, а может только один, повышаться в условиях соревновательной деятельности - почему? Всему "вина" стресс - неспецифическая  реакция организма на новизну. Благодаря стрессу осваиваются новые технические тактические приемы - это может происходить на тренировках или соревнованиях (или только на соревнованиях). Во время соревнований имеет место "микрострессы" - появление сложных ситуаций, вызывающих поиск решения (заготовленного или спонтанного).

"Как мы вообще принимаем решения? Сначала возникает потребность, на ее основе формируется мотивация, затем – ключевой стимул, который маркирует ситуацию как знакомую, и далее используется готовый ФКД – фиксированный комплекс действий или Система действий. Целые комплексы действий фиксируются у нас по мере накопления жизненного опыта, и мы их используем в различных ситуациях. Если их мало, это плохо, если много – здорово." 


Вот тут описано типичное поведение ориентировщика, правда схема  "- ключевой стимул - ФКД или СД -" повторяется многократно в зависимости от стимула (мелкий рельеф, крупный рельеф, зелень и т.п.), перебирание стимула и выбор СД и есть микростресс - у топовых спортсменов схемы строго выстроены и  микростресс незначителен.

Системы действий зависят от установки (потребности). Кому-то достаточно быстро бежать, кому-то качественно и максимально быстро без потери качества.


"Но это работает, когда все понятно, когда найден ключевой стимул. В теории, если он не найден, вырабатывается новая программа действия. Но это в теории или в ситуациях, когда есть время подумать или если наша мотивация не так уж сильна, нам не очень важно, как события будут развиваться дальше."

Что будет если ключевой стимул не будет найден? Спортсмен будет использовать какую-то стандартную схему поведения - например выдерживание направления. Возникает состояние непрогнозируемости и непредсказуемости.

"Неконтролируемый стресс, возникающий в ситуации, к которой невозможно приспособиться, которую невозможно избежать и, самое главное, невозможно предсказать. Причем ужасна не только непредсказуемость возникновения стимула, но и непрогнозируемость прекращения его действия, как, например, в ситуации с экзаменатором, который слушает студента, но никак не реагирует на сказанное им, не давая понять, в правильном ли направлении идет ответ."

Для ориентирования неконтролируемый стресс вызывается длительным ожиданием - попаду/не попаду (растет напряженность, на это уходит доля внимания, зачастую большая).
Постоянная, поточная же работа не вызывает такой реакции - местность прогнозируется и даже при появлении некорректной ситуации на местности - как минимум есть стратегическая информация где и куда, которая уменьшает фактор непредсказуемости.


"Еще одно опасное следствие неконтролируемого стресса – повышение управляемости отдельной личности и целых коллективов."

У атлетов акцентирующих внимание преимущественно на быстрый бег реализуется схема: ключевой стимул - СД - временная потеря (в какой-то момент) - СД - временная потеря (и с какого-то определенного количества потерь) - неконтролируемый стресс - хаотичные действия - потеря времени - апатия, поиск "управляющего/ведущего" атлета. Сколько будет потерь зависит от привычности местности, ранга соревнований и других факторов - интересно что незначительные потери на региональным уровне не показывают истинной подготовленности спортсмена.

ИТОГ:

Контроль ситуации, низкая внушаемость, богатый опыт - исключают возникновения неконтролируемого стресса и как следствие плохого выступления/депрессивных форм поведения.
Причинность возникновения временных потерь разная - в локальном плане низкий уровень технической подготовленности или потеря внимания. При возникновении стресса по второму пункту необходимо включать СД с более высоким уровнем внимания (здесь можно порассуждать о локальном ликовании, низкой мотивации и другом). По первому пункту всё проще - тренировать отдельные технические элементы. В глобальном плане характер установки (потребности) - результат или классная работа (зачастую присутствуют обе потребности - другое дело их иерархия).

  
Тренированный не значит устойчивый к стрессу. Тренированный человек подготовлен к каким-то конкретным ситуациям, определенным стимулам. Поэтому актуально искусственно переводить стрессорные ситуации в разряд стимулов т.е. создание ПРАВИЛЬНОЙ СТАНДАРТНОЙ СД. Пытаться действовать надежно в каждый момент времени вне зависимости от ситуации (работать в обычном режиме СД), получать удовольствие от процесса, не горевать и вспоминать неудачные действия - правильная СД будет у всех своя, а вот отсутствие заготовленных форм поведения говорит о неполноценности атлета! НУЖНО ИЗВЛЕКАТЬ МАКСИМУМ ИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ  ОТ СИТУАЦИИ - глупо бросать ориентирование после фатальной потери, можно как минимум использовать оставшуюся дистанцию на развитие навыков.

Избегайте БОЛЬШИХ задач - нужно начинать с небольших, затянувшееся ожидание БОЛЬШОЙ задачи формирует неконтролируемый стресс, постоянное чрезмерное напряжение. Не ожидайте результата, получайте удовольствие от текущего момента. Умейте расслабляться. 
Или ставьте целью что-то размытое имеющее философское начало - качественное ориентирование как "искусство".   

P.S.
"Субъективизация контроля благотворна, что подтверждают и лабораторные эксперименты. Крыс привязывали за лапки, растягивали на спине и оставляли в таком положении на полчаса. Конечно, животные испытывали огромный стресс. Но половине предлагалось грызть палочку, и у этих особей проявления стрессорных реакций были куда менее выраженными. Животное не могло избавиться от этой позы, но оно смещало активность, грызя карандаш.
А теперь для людей - метро, выносить духоту и давку гораздо проще, если вы что-то делаете: сочиняйте стихи, переводите анекдоты, решайте задачи. Тогда эта тягостная ситуация, которой невозможно избежать, будет переноситься куда проще.
Да, к стрессу нельзя подготовиться. Но один стратегический метод есть, и это образование. Американцы проводили такое исследование: кто лучше приспосабливается к условиям войны, которые, конечно, сильно отличаются от привычных нам. Образование как процесс - способность учиться, находить варианты решения."

Комментариев нет:

Отправить комментарий