воскресенье, 20 января 2019 г.

"Записки ориент"_часть 2


ТРУДНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ КАРТЫ И МЕСТНОСТИ (ИХ СЛИЧЕНИЕ) В СО
    
Для тех кто любит кратко, просто и быстро - трудность в разнообразии карт и местности!) Дальше будет много букв - это для тех кто готов потратить время и критически оценить мои блаблабла). Предыдущая часть "Записки ориент_часть 1"

!Все рассуждения связаны с ориентированием на основе предвидения/прогнозирования!

Карты.
Карты в ориентировании имеют широкие рамки вариативности в отображении местности. У тех кто следует стандартам 
ISOM также остается достаточно возможностей для творчества. Одна и та же местность рисуется по разному каждым автором - ничего нового.
Способность адаптироваться к рисовке необходимый навык современного ориентировщика. И формируется он по больше части на практике - чем больше опыта, тем больше понимания что автор детализирует, а что генерализирует. И самое главное - действия спортсмена подстраиваются под эти особенности (у одних это происходит заранее на тренировочном сборе, у других непосредственно на старте).

Местность. Горы, карст, каменные ситуации, болота, дюны, ельник, сосновый спелый лес - огромное количество вариаций. Требуется иметь существенный опыт и алгоритм действий чтобы быть универсалом на множестве местностей или способным не залажать на "новой" местности.

Зрительное восприятие и сличение карты с местностью.
Умение представить выбранный объект из карты и визуально распознать его на местности - основа ориентирования.

Теперь небольшое отступление и пару вводных моментов о "процессе ориентирования" в голове:
1) В ориентировании первично зрительное восприятие.
2) Мозг в ориентировании, и не только, мыслит образами. Не словами. 

[Основа в виде зрительного восприятия наверно и создало мышление образами]
3) Сигнал в нейронах и соответствующий бессознательный образ появляются раньше сознательного образа.
[Выглядит примерно так: зрительный сигнал - сигнал в ассоциированной зоне с этим сигналом, например бугор с лощиной наверху - доступный бессознательный образ из имеющегося "опыта"]
4) Бессознательные образы имеют определенную "шаблонность" и "достоверность".
[Чем чаще ты визуально оцениваешь и сличаешь объект (например форму рельефа или каменную ситуацию) тем четче откладывается он в бессознательное в возможных вариациях. Чем меньше ты это делаешь тем меньше вариаций этого объекта.]
5) Сознательный образ может "включится" во время недостаточности бессознательного образа или его отсутствии (а также в случае тотального контроля действий - так мало кто делает)
[Немало таких кто "не включает" такой образ - халявят и даже не пытается включать сознание когда того требует ситуация. Для тех кто включает - что такое недостаток бессознательного образа? Это новый образ, новая вариация образа, непонятная уникальная ситуация, а возможно это совокупность знакомых образов, но в новой непривычной комбинации]
В рамках разнообразия карт и местностей возникает множество новых непривычных ситуаций заставляющих включать активнее сознательный компонент (о бессознательном и сознательном в ориент в следующий раз).

В контексте восприятия карты и местности, мы можем разгрузить себя:
- умея воспринимать/выделять(?) минимально необходимое из карты чтобы из А попасть в Б; [это отдельная тема]
- увеличив количество бессознательных шаблонных образов и ситуаций;
[сейчас об этом]
- зрительный поиск на местности выбранных объектов.
[от части сейчас, от части потом]

**Так будут цитаты отображаться.
**Сознательные процессы дорого обходятся: они требуют не только много времени, но и много памяти. Неосознаваемые процессы, наоборот, протекают быстро и на основе правил...
 **Автоматичность может быть приобретена. Она приходит с практикой. Наряду с игрой на музыкальных инструментах другой пример - печатание на клавиатуре. Если вы хорошо натренировались, то можете набирать текст,  даже не думая об этом. Однако если спросить, где на клавиатуре находится буква "в", вам придется остановится и задуматься. Это долгий процесс. Работа на автомате куда более эффективна. Автоматизированные процессы - вот что делает нас экспертами. Люди становятся экспертами, развив способность автоматически распознавать образы, значимые в определенной области... 

Автоматичность рулит! Потенциально можно достичь такого уровня когда полубессознательно будут выбираться точки и ситуации из карты, в мозгу будут выплывать бессознательные точные образы объектов, взгляд будет сличать их с местностью. В теории так. Конечно такого почти нереально достичь.

Но вспомните моменты когда бежите по знакомому типу местности (не про домашнюю карту речь) - почти не требуется сознательных усилий на представление выбранных точек/ситуаций - они выплывают из бессознательного на зрительный сигнал от выбранного объекта из карты. Достаточно плавно и легко - точнее привычнее, для мозга это ключевая характеристика.
[На новой непонятной местности мозг кипит  - он трудится создать новое. Падает скорость передвижения, а если не падает то растёт брак в ориентировании]

Итак нам надо разгрузиться. Необходимо максимально много увидеть и сравнить с картой - заложить в бессознательные образы. При том увидеть много раз и чтобы плюс минус было похоже.
**..без многократной стимуляции нового нейронного пути они не всегда способны эффективно конкурировать с существующими нежелательными путями и проблемным поведением.

Опыт и алгоритм действий. [Много букв и пока ничего! ща всё будет!]
Опять вернулись к опыту. Но какие варианты опыта есть? И если так можно сказать, какой из них наиболее эффективен?
Однозначно сознательный опыт - сравнивающий ищущий взгляд, но никак не пассивно созерцательный (конечно и в этом варианте есть своё научение, но низкоэффективное).

Разберём несколько вариантов получения опыта:
Новая местность/новый тип местности
1) Дистанция по всем возможным локациям на карте. Изучение возможных вариаций и особенностей местности в рамках лёгкого бега/трусцы/быстрая ходьба. В непонятных местах максимально кусталазим и крутимся - ищём непонятное и новое и пытаемся свести до понятного. [Даёт базовое практическое понимание особенности рисовки и зрительных образов местности, формируем первичную стратегию ориентирования]
2) Дистанция с множеством пунктов (controlpicking). Целенаправленно пробегаем через множество точек с постоянными разворотами. [Детализируем особенности местности, заодно тренируем фокусировку на ориентировании за счёт маленьких разрывов между техническими действиями]
3) Дистанция с "гроздями КП" и длинными перегонами. [После первичного понимания местности - выделяем то что лучше использовать в первую очередь, а что в последнюю/не использовать в качестве промежуточных точек. Формируем основу для выбора варианта. Теперь всё это тестируем - в "гроздях" юзаем свою реализацию, на длинных гонах смотрим пробегаемость на вариантах, ищем быстрые варианты, но при этом соответствующие твоим способностям]
4) Дистанция на отработку отдельных технических навыков. [Азимут, контроль направления, траверс, подробное чтение, controlpicking]
5) Разбор дистанций из пунктов 1,2,3 и 4. [Контрольный срез после каждой дистанции, в особенности при наличии неуверенности и отсутствия положительной динамики. Поиск проблемных мест. Используя 1, 2, 3 и 4 пункты в последующих тренах добиваемся технической стабильности и уверенности]

Знакомая местность/тип местности

При наличии под рукой знакомой местности стремись в тренировках к следующим принципам:
1) новизна [быстрые отрезки на грани/максимальное количество переходов из разных типов местности в рамках одной карты/выбор/
controlpicking/коридоры/рельефные карты]
2) незнание дистанции [моделируем процесс начального втягивания в дистанцию как на соревах/отсутствует предварительный сознательный/подсознательный разбор]

3) компонент психологического давления [эстафеты/общие старты/зрительский контакт]
4) поиск косяков на домашних картах/редакция и рисовка [формируется тонкая грань что можно увидеть, выделить/воспринять на местности, а что тяжело и лишь необоснованно перегружает ориентирование]
Так мы сохраняем должный уровень концентрации внимания и психологической подкованности, поддерживаем систему действий и технические навыки. Но естественно проигрываем в "создании" новых бессознательных образов/ситуаций . Хоть и сохраняем и укрепляем старые образы.

Нет возможности практиковаться

Зимой и не выездной - снега по пояс, травма. Не беда! Такие себе варианты конечно. Никто не выбирает себе такой вариант, но и тут выкручиваться можно.
1) Разборы дистанций на разных местностях
[Прогоняем многократно свою систему действий по дистанции. Если кратко - выбор варианта, после выбор точек пробегания и технических приёмов. Подробнее ССД как-нибудь ещё]. Минус - отсутствие визуальной картинки с местности. Плюс - тренировка последовательности ССД, предварительный разбор новой местности.
2) ГПС треки с новых типов местности - первично показывает тактические раскладки на местности. Минус - тяжело оценить работоспособность своих технических навыков на этой местности, визуально понятны ли будут промежуточные точки на актуальных вариантах
[Не будет достаточных бессознательных шаблонов чтобы оценить реальную сознательную нагрузку - актуально для длинных дистанций]
3) Видео местности совмещенное с дистанцией
[На известных видео каналах достаточно таких подборок - разного качества конечно, но во всяком случае присутствует визуальный контакт с местностью - формируются примерные образы]
4) Симулятор местности 
CF.
Тут остановлюсь подробнее. Вообще их несколько, но удобнее и разнообразнее в плане местностей именно С
F. Действительно много карт хорошего качества и хорошей конвертации - от Новой Зеландии до Скандинавии

Плюсы:
- Отработка ССД - последовательность действий по выбору варианта и реализации, этот алгоритм просто вдалбливается в подкорку/сам процесс выбора варианта;
- Зрительный контакт с развиваемой местностью и сличение т.е. наличие полноценного предвидения/прогноза местности чего нет при визуализации из "бумажной" карты;
- Частота взгляда в карту увеличивается (в симуляторе у меня до 40 взглядов в минуту) - способность быстро переключаться от карты к местности, использовать короткие промежутки времени для развития местности;
- Разнообразие местностей - формирование первичной тактики и бессознательных образов для разных местностей.
- Возможность самому конвертировать и создавать дистанции под свои задачи - при должном навыке получается не хуже корефеев симулятора - шведов и швейцарцев.

Минусы:
- Отсутствие физической нагрузки в моделировании, сознательно легче работать;
- Конвертация конечно усредняет всё и "лишних не рисуемых" объектов не даёт - но в целом усредненный вариант образов тоже неплохая отправная точка;
- Самый главный минус на начальном этапе - чтобы полностью сконцентрироваться на ориент необходимо привыкнуть к управлению. Только после того как не будет сознательного отвлечения на управление можно полностью тренировать ССД и получать остальные плюсы от симулятора.

Личное мнение.
Как человек не сильно избалованный Скандинавией или около, не имеющий сильных тренеров по ориент, с небольшим соревновательным опытом вне региона до 20 лет - у меня таки получается вполне успешно тягаться с ребятулями на Кубках и Чемпах (ну это при условии отсутствия "постоянных болячек").  Даже на Юколе вполне пробежал (хотя Валентин и Михалыч знатно напихали наказали) - 34ое время на последнем этапе (старт был долгожданно-дёрганный,  потери на психике около 4 минут только, непривычный грунт) - но сам факт что первый раз на такой местности и чувствовал себя нормально. Были знакомые "образы" которые вполне совпадали с местностью.

Можно быть, не балованным новыми типами местности и выгребать на стабильный технический уровень. Есть достаточно скрытых ресурсов имеющих неплохую эффективность. Конечно если хочешь всех наказать на Мире такой метод не самый работоспособный - всё таки грунт и растительность лучше самому "воочию потрогать". Но глупо не использовать варианты из "Знакомая местность/тип местности" и "Нет возможности практиковаться" для собственного развития - опять же при условии необходимости в собственном развитии в ориент.

Итог.
При всём выше написанном существует достаточно других важных моментов. Технику ориентирования тяжело оценить объективно - она тесно сплетена с физическими кондициями и психическим состоянием. Это "триада" имеет тесное взаимное влияние, и трудно выделить в чистом виде навык восприятия и формирования образов, а влияние особенностей психики и физики зачастую имеет большое влияние.
Есть момент предрасположенности к такому типу мозговой работы - кому то меньше дано, кому то больше. А ещё тема психологического отвлечения и приоритетов в ориентировании и в жизни. И многое другого абстрактного и расплывчатого.
Достаточно тяжело рассмотреть отдельно "трудности ВОСПРИЯТИЯ карты и местности" - так или иначе отвлекаешься на сопутствующие темы. Но именно тема восприятия была в задумке центральной к этой статье. Понимаю что далеко не полно и не глубоко раскрыта тема - каждый сам решает насколько глубоко ему копать)

                                            И самое главное - "ВСЁ ЭТО НЕ ТОЧНО"

П.С. 
Здравие моё вроде улучшается, но разгребать много чего ещё - зато много чего нового узнал) Стабильно бегаю три недели, стабильно скучаю по легкому бегу и ориентированию. По 30-60мин/день в симуляторе. По 3-4 часа упражнений, МФР, растяжек и аэробной приколюхи) Грыжа не беспокоит, ногу не тянет, мышцы +/- одинаково работают - и это есть радость!) Увидимся в Кислом - в феврале!

П.С.С.
Публичное признание и низкий поклон Black Sea OK за крутой опыт и атмосферу!) Немного с задержкой, но всё же))



П.С.С.С.

Бонусом треки со стартов/тренировок 2018 года, где я был в здравии (в прошлом году не так много времени такого было) и прям процесс затягивал. 



 








Комментариев нет:

Отправить комментарий